Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7
открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги»
8 (81144)-21-3-32
detsad7nsk@mail.ru

Воспитание в семье

Эффективность семейного воспитания зависит от позиции родителей по отношению к возможностям ребенка. Под адекватной позицией понимается такое отношение ребенка в семье, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Здесь родители принимают и нарушения в развитии ребенка, и самого ребенка.

Выделяют 4 типа неадекватной позиции:

1. Ребенок и его особенности родителями принимаются, но ребенок воспринимается как «жертва» обстоятельств, как «беспомощное существо», которое нуждается в постоянной защите (гиперопека);

2. Принятие нарушения и неприятие ребенка – характеризуется отстраненностью от ребенка (дети выделяются среди других неухоженностью, испытывают дефицит ласки);

3. Неприятие нарушения и принятие ребенка (родители всеми средствами пытаются доказать несостоятельность дефекта и при воспитании ребенка ими в расчет не принимается его специфические особенности);

4. Ребенок и его ограниченные возможности родителями не принимаются. Результатом этого обычно является отказ от ребенка и лишение его права жить в семье. Неадекватные позиции родителей по отношению к особому ребенку ведут к тому, что в семье формируются неправильные типы воспитания:

а) гиперопека (родители стремятся сделать за ребенка все и то, что он может сделать сам);

б) противоречивое воспитание (наблюдается в семьях, где у членов семьи есть разногласия по вопросу воспитания);

в) авторитарная гиперсоциализация (родители завышают возможности ребенка, стремятся с помощью авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки);

г) воспитание в «культе» болезни (родители формируют в семье отношения к ребенку как к «больному», что способствует развитию мнительности у ребенка, страха перед любым недугом и т.д.);

д) симбиотический тип воспитания (развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка – например, неполная семья. Это ведет к формированию эгоистической личности);

е) «маленький неудачник» (родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни);

ж) гипоопека (встречается в семьях с низким социальным статусом – ребенок неопрятно одет, задержка психического развития и отсутствие элементарных условий для нормального развития ребенка);

з) отвержение ребенка (отсутствие любви к ребенку, которое встречается не только в семьях с низким, но и с высоким социальным статусом).